МБДОУ "ЦРР ДС №4"

Послушать песенку
Категории раздела
Категории раздела
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 89
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

АННОТАЦИЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ("Дом Монтессори")

образовательная программа дошкольного образования

(группы Монтессори)

1.Целевой раздел Программы

Основная образовательная Программа ДОУ разработана в соответствии с:

Федеральным законом N 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Разработана с учётом Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори» под ред. Е. А. Хилтунен.

И ориентирована на детей разновозрастных групп от 3-х до 7 лет. 

Программа формируется как система психолого-педагогической поддержки детей и создания оптимальных условий для их успешной социализации и индивидуализации.                                                                                                                    

Цель: создание наилучших условий для благополучия детей, позволяющих им раскрыть свой природный потенциал и адаптироваться к условиям жизни в современном обществе.

Задачи:

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, а также формирование ценности здорового образа жизни;

предоставление равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка;

развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических, творческих способностей детей, их стремления к саморазвитию;

поддержка и развитие детской инициативности и самостоятельности в познавательной, коммуникативной и творческой деятельности;

формирование общей культуры воспитанников, прежде всего культуры доброжелательных и уважительных отношений между людьми;

формирование предпосылок учебной деятельности (у детей старшего дошкольного возраста);

обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение родительской компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей.

Программа основана на антропологическом, культурно-историческом и деятельностном подходах к содержанию и организации образовательного процесса. Базируется на философских и психологических основаниях педагогической системы итальянского учёного, педагога и психолога Марии Монтессори.

Федеральный государственный образовательный стандарт провозглашает основные принципы Российского современного дошкольного образования. Программа их учитывает. Они полностью совпадают с принципами педагогической системы Марии Монтессори.

Наша образовательная программа учитывает и отличительные принципы, заложенные в этой системе.

Принцип возрастной периодизации.

В период от 3 до 6 лег ребёнок является строителем самого себя. Он хочет самостоятельно выбирать предметы своей деятельности, сам себя обслуживать, проявлять максимальную независимость от взрослого.

Принцип сензитивных периодов развития.

Монтессори рассматривала процесс развития и образования ребёнка с точки зрения антропологии, выделяя основные сензитивные периоды его роста и создавая максимально комфортные условия для их протекания. От 0 до 6 лет ребёнок проживает основные сензитивные фазы: период развития чувств, движений, языка; период порядка и интереса к мелким предметам, а также освоения социального поведения.

Принцип актуального и ближайшего развития.

Данный принцип основывается на теории Л.С. Выготского, видевшего движение ребёнка от зоны его актуального развития к зоне ближайшего развития как путь от наглядной ситуации к абстрагированию. Вся развивающая среда в группе Монтессори, каждый дидактический материал устроен таким образом, что содержит внутри себя прямую цель, работающую на актуальную возможность ребёнка к самостоятельному действию, и в то же время – косвенную, работающую на зону его ближайшего развития.

Свободная работа детей в предметно-пространственной развивающей образовательной среде. Создав развивающую среду и перейдя в роль наблюдателя или помощника детей, педагог передаёт всю полноту самостоятельной деятельности детям. Это и есть важнейшее условие для обретения ребёнком независимости от взрослого. Свобода в Монтессори-педагогике подразумевается не как вседозволенность и отсутствие границ, а как свобода целенаправленной деятельности и познания.

Разновозрастность организации детских групп. В разновозрастном общении и взаимодействии детей обеспечивается эффект социального развития с достижением оптимальной формы социальной активности, которая делает человека способным брать на себя ответственность за своё поведение в определённых жизненных обстоятельствах.

В основе программы лежит системно-деятельностный подход. Для Монтессори-педагогики характерен способ обучения и воспитания, при котором ребёнок получает знания и обретает умения в процессе собственной деятельности. Упор делается на зону ближайшего развития ребёнка, то есть область его потенциальных возможностей. Деятельность ребёнка с учётом зоны его ближайшего развития способствует актуализации способности к самоконтролю и саморегуляции.

Целевым ориентиром освоения Программы является комплексная характеристика ребёнка, складывающаяся в процессе жизнедеятельности в детском саду.

Результатом работы педагогов в сотрудничестве с родителями считается «нормализация» каждого ребёнка. Нормализация - уникальный процесс, который М. Монтессори открыла в развитии детей. «Нормализованный ребёнок» обладает любовью к порядку, любовью к работе, спонтанной концентрацией, принятием реальности, способностью свободного выбора, послушанием, независимостью, инициативой самодисциплиной и жизнерадостностью.

2. Содержательный раздел Программы

Цели и задачи образовательной работы с детьми выстраиваются в соответствии с их психофизиологическими особенностями. Образовательная деятельность в предметно-пространственных средах осуществляется по пяти основным направлениям развития ребёнка:

Социально-коммуникативное развитие,

Познавательное развитие,

Речевое развитие,

Художественно-эстетическое развитие,

Физическое развитие.

Обозначим кратко содержание образовательных областей.

Социально-коммуникативное развитие. Содержание данной образовательной области направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений. Отражено несколькими моментами.

Познавательное развитие. Можно разбить условно на несколько направлений:

Сенсорное развитие,

Математическое развитие,

Знакомство с основами знаний о природе и культуре.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры. Реализуется через следующие задачи.

Художественно-эстетическое развитие. Цель: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие. Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, становление ценностей здорового образа жизни, гармоничное физическое развитие.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений:

Развитие дошкольников в условиях билингвальной среды.

Региональный компонент.

К основным формам работы в разновозрастной дошкольной группе относятся:

 

Свободная работа детей с Монтессори-материалами;

 Индивидуальные занятия педагога с ребёнком, во время которых передаётся способ деятельности с материалом. Проводятся во время свободной деятельности детей с материалами;

 Подгрупповая деятельность в малой группе детей одного возраста или разных возрастов;

Коллективные занятия;

Общие групповые образовательные события;

Общий круг.        

В образовательной программе обозначены способы и направления поддержки детской инициативы

 

Поддержка индивидуальности и инициативы воспитанников дошкольного учреждения осуществляется через:

 

1.Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности.

 

Организация предметно-развивающей среды должна быть разнообразна по своему содержанию. В группах создаются несколько зон для детской активности с разнообразными стимулирующими материалами. Попадая в предметно-пространственную развивающую среду детского сада, ребёнок постоянно стоит перед выбором, чем заняться, на каком предмете сосредоточить своё внимание. Он действует при этом самостоятельно, в своём собственном темпе и занимается столько времени, сколько пожелает, т. е. он свободен.

 

В режиме дня отводится время на деятельность по выбору. Так дети учатся сознательно делать выбор самодеятельности и участников совместной деятельности и реализовывать свои интересы и способности.

 

Содержание предметной среды учитывает индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы.

 

2.Недирективная помощь детям, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).

 

Важно наличие партнёрской позиции взрослого, взаимное уважение между педагогами и детьми. Проявление уважения к каждому ребёнку в группе учит детей принимать всех остальных детей. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, в соответствии с собственными интересами, делать выбор, проявлять инициативу.

 

Инициатива в выборе занятия принадлежит самим детям, педагог направляет свои силы на отбор тех материалов — предметов для исследования, которые могут привлечь внимание любого из его воспитанников. Он предлагает детям разные способы работы (упражнения) с этими материалами, а затем отступает на второй план и даёт каждому из детей необходимое время и возможность для свободной самостоятельной деятельности.

Создание ситуаций, побуждающих детей активно применять свои знания и умения (проблемные ситуации, ситуации успеха).

3.Создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.

Эффективной формой работы в Монтессори-группе является «Общий круг». Это часть ежедневного распорядка, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность.

 В программе представлена система мониторинга, основанная на методе наблюдения. Результаты, заносимые педагогами в карты достижений, информация о работах детей служат для анализа профессиональной деятельности, взаимодействия с семьями, изучения характеристик образования детей.

Образовательная среда.

Важнейшие образовательные ориентиры –

обеспечение эмоционального благополучия детей;

создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;

развитие детской самостоятельности (инициативности, автономности и ответственности);

развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.

Проектирование образовательного пространства:

ситуации, в которых ребёнок осваивает и учится выполнять нормы и правила, заданные извне;

ситуации, в которых ребёнок активен, сам задаёт нормы и правила, выбирает материал, партнёра, способ деятельности, придумывает правила игры и другое. В программе прописаны условия для поддержания всех типов ситуаций.

4.Организационный раздел Программы

Особенности предметно-пространственной развивающей среды

В образовательной программе дошкольного учреждения значительное место отведено вопросу организации развивающей предметно-пространственной среды.

Содержание и организация предметно-пространственной развивающей среды в детском саду, реализующем метод Монтессори, играет решающую роль в жизни детей. Так как свою педагогическую систему Мария Монтессори называла системой саморазвития детей в дидактически подготовленной среде.

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда разновозрастной группы должна:

соответствовать возрастным, физическим, психологическим особенностям и потребностям каждого ребёнка разновозрастной группы, определённым сензитивным периодам развития;

предоставлять возможность для проявления инициативы ребёнка, для наиболее полной реализации творческих возможностей, раскрытия природного потенциала;

быть источником информации для организации самостоятельной и совместной деятельности ребёнка, для самообучения;

предоставлять возможность детям свободно выбирать деятельность, реализовывать замысел, получать результат, а также оценивать, осознавать результат своей деятельности и отвечать за него;

предоставлять возможность для широкого поля взаимодействия, общения со всеми членами сообщества группы и ДОУ на разных уровнях;

удовлетворять потребности ребёнка в создании личного пространства для деятельности, а при необходимости — уединения и релаксации;

предоставлять возможность осознать себя значимой уважаемой личностью, способной адекватно оценивать себя, а также способной уважать и позитивно принимать других членов сообщества группы;

предоставлять возможность развивать в себе самостоятельность, независимость, умение помогать и просить о помощи, иметь право на ошибки без страха их совершить, исправлять ошибки с помощью других и самостоятельно;

способствовать формированию самодисциплины, умения следовать правилам;

обеспечивать психологическую и физическую безопасность и защищённость каждого ребёнка.

В построении развивающей среды монтессори-группы предусматривается возможность свободного перемещения детей, свободного общения их друг с другом и со взрослыми, выбора самостоятельной или совместной деятельности, реализации разных форм занятий, проводимых педагогами, — групповых, подгрупповых и индивидуальных.