Послушать песенку
Категории раздела
Категории раздела
Календарь
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
АННОТАЦИЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ("Дом Монтессори")образовательная программа дошкольного образования (группы Монтессори) 1.Целевой раздел Программы Основная образовательная Программа ДОУ разработана в соответствии с: Федеральным законом N 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Разработана с учётом Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори» под ред. Е. А. Хилтунен. И ориентирована на детей разновозрастных групп от 3-х до 7 лет. Программа формируется как система психолого-педагогической поддержки детей и создания оптимальных условий для их успешной социализации и индивидуализации. Цель: создание наилучших условий для благополучия детей, позволяющих им раскрыть свой природный потенциал и адаптироваться к условиям жизни в современном обществе. Задачи: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, а также формирование ценности здорового образа жизни; предоставление равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка; развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических, творческих способностей детей, их стремления к саморазвитию; поддержка и развитие детской инициативности и самостоятельности в познавательной, коммуникативной и творческой деятельности; формирование общей культуры воспитанников, прежде всего культуры доброжелательных и уважительных отношений между людьми; формирование предпосылок учебной деятельности (у детей старшего дошкольного возраста); обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение родительской компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей. Программа основана на антропологическом, культурно-историческом и деятельностном подходах к содержанию и организации образовательного процесса. Базируется на философских и психологических основаниях педагогической системы итальянского учёного, педагога и психолога Марии Монтессори. Федеральный государственный образовательный стандарт провозглашает основные принципы Российского современного дошкольного образования. Программа их учитывает. Они полностью совпадают с принципами педагогической системы Марии Монтессори. Наша образовательная программа учитывает и отличительные принципы, заложенные в этой системе. Принцип возрастной периодизации. В период от 3 до 6 лег ребёнок является строителем самого себя. Он хочет самостоятельно выбирать предметы своей деятельности, сам себя обслуживать, проявлять максимальную независимость от взрослого. Принцип сензитивных периодов развития. Монтессори рассматривала процесс развития и образования ребёнка с точки зрения антропологии, выделяя основные сензитивные периоды его роста и создавая максимально комфортные условия для их протекания. От 0 до 6 лет ребёнок проживает основные сензитивные фазы: период развития чувств, движений, языка; период порядка и интереса к мелким предметам, а также освоения социального поведения. Принцип актуального и ближайшего развития. Данный принцип основывается на теории Л.С. Выготского, видевшего движение ребёнка от зоны его актуального развития к зоне ближайшего развития как путь от наглядной ситуации к абстрагированию. Вся развивающая среда в группе Монтессори, каждый дидактический материал устроен таким образом, что содержит внутри себя прямую цель, работающую на актуальную возможность ребёнка к самостоятельному действию, и в то же время – косвенную, работающую на зону его ближайшего развития. Свободная работа детей в предметно-пространственной развивающей образовательной среде. Создав развивающую среду и перейдя в роль наблюдателя или помощника детей, педагог передаёт всю полноту самостоятельной деятельности детям. Это и есть важнейшее условие для обретения ребёнком независимости от взрослого. Свобода в Монтессори-педагогике подразумевается не как вседозволенность и отсутствие границ, а как свобода целенаправленной деятельности и познания. Разновозрастность организации детских групп. В разновозрастном общении и взаимодействии детей обеспечивается эффект социального развития с достижением оптимальной формы социальной активности, которая делает человека способным брать на себя ответственность за своё поведение в определённых жизненных обстоятельствах. В основе программы лежит системно-деятельностный подход. Для Монтессори-педагогики характерен способ обучения и воспитания, при котором ребёнок получает знания и обретает умения в процессе собственной деятельности. Упор делается на зону ближайшего развития ребёнка, то есть область его потенциальных возможностей. Деятельность ребёнка с учётом зоны его ближайшего развития способствует актуализации способности к самоконтролю и саморегуляции. Целевым ориентиром освоения Программы является комплексная характеристика ребёнка, складывающаяся в процессе жизнедеятельности в детском саду. Результатом работы педагогов в сотрудничестве с родителями считается «нормализация» каждого ребёнка. Нормализация - уникальный процесс, который М. Монтессори открыла в развитии детей. «Нормализованный ребёнок» обладает любовью к порядку, любовью к работе, спонтанной концентрацией, принятием реальности, способностью свободного выбора, послушанием, независимостью, инициативой самодисциплиной и жизнерадостностью. 2. Содержательный раздел Программы Цели и задачи образовательной работы с детьми выстраиваются в соответствии с их психофизиологическими особенностями. Образовательная деятельность в предметно-пространственных средах осуществляется по пяти основным направлениям развития ребёнка: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие. Обозначим кратко содержание образовательных областей. Социально-коммуникативное развитие. Содержание данной образовательной области направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений. Отражено несколькими моментами. Познавательное развитие. Можно разбить условно на несколько направлений: Сенсорное развитие, Математическое развитие, Знакомство с основами знаний о природе и культуре. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры. Реализуется через следующие задачи. Художественно-эстетическое развитие. Цель: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, реализация самостоятельной творческой деятельности детей. Физическое развитие. Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, становление ценностей здорового образа жизни, гармоничное физическое развитие. Часть, формируемая участниками образовательных отношений: Развитие дошкольников в условиях билингвальной среды. Региональный компонент. К основным формам работы в разновозрастной дошкольной группе относятся:
Свободная работа детей с Монтессори-материалами; Индивидуальные занятия педагога с ребёнком, во время которых передаётся способ деятельности с материалом. Проводятся во время свободной деятельности детей с материалами; Подгрупповая деятельность в малой группе детей одного возраста или разных возрастов; Коллективные занятия; Общие групповые образовательные события; Общий круг. В образовательной программе обозначены способы и направления поддержки детской инициативы
Поддержка индивидуальности и инициативы воспитанников дошкольного учреждения осуществляется через:
1.Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности.
Организация предметно-развивающей среды должна быть разнообразна по своему содержанию. В группах создаются несколько зон для детской активности с разнообразными стимулирующими материалами. Попадая в предметно-пространственную развивающую среду детского сада, ребёнок постоянно стоит перед выбором, чем заняться, на каком предмете сосредоточить своё внимание. Он действует при этом самостоятельно, в своём собственном темпе и занимается столько времени, сколько пожелает, т. е. он свободен.
В режиме дня отводится время на деятельность по выбору. Так дети учатся сознательно делать выбор самодеятельности и участников совместной деятельности и реализовывать свои интересы и способности.
Содержание предметной среды учитывает индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы.
2.Недирективная помощь детям, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).
Важно наличие партнёрской позиции взрослого, взаимное уважение между педагогами и детьми. Проявление уважения к каждому ребёнку в группе учит детей принимать всех остальных детей. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, в соответствии с собственными интересами, делать выбор, проявлять инициативу.
Инициатива в выборе занятия принадлежит самим детям, педагог направляет свои силы на отбор тех материалов — предметов для исследования, которые могут привлечь внимание любого из его воспитанников. Он предлагает детям разные способы работы (упражнения) с этими материалами, а затем отступает на второй план и даёт каждому из детей необходимое время и возможность для свободной самостоятельной деятельности. Создание ситуаций, побуждающих детей активно применять свои знания и умения (проблемные ситуации, ситуации успеха). 3.Создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей. Эффективной формой работы в Монтессори-группе является «Общий круг». Это часть ежедневного распорядка, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность. В программе представлена система мониторинга, основанная на методе наблюдения. Результаты, заносимые педагогами в карты достижений, информация о работах детей служат для анализа профессиональной деятельности, взаимодействия с семьями, изучения характеристик образования детей. Образовательная среда. Важнейшие образовательные ориентиры – обеспечение эмоционального благополучия детей; создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям; развитие детской самостоятельности (инициативности, автономности и ответственности); развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности. Проектирование образовательного пространства: ситуации, в которых ребёнок осваивает и учится выполнять нормы и правила, заданные извне; ситуации, в которых ребёнок активен, сам задаёт нормы и правила, выбирает материал, партнёра, способ деятельности, придумывает правила игры и другое. В программе прописаны условия для поддержания всех типов ситуаций. 4.Организационный раздел Программы Особенности предметно-пространственной развивающей среды В образовательной программе дошкольного учреждения значительное место отведено вопросу организации развивающей предметно-пространственной среды. Содержание и организация предметно-пространственной развивающей среды в детском саду, реализующем метод Монтессори, играет решающую роль в жизни детей. Так как свою педагогическую систему Мария Монтессори называла системой саморазвития детей в дидактически подготовленной среде. Предметно-пространственная развивающая образовательная среда разновозрастной группы должна: соответствовать возрастным, физическим, психологическим особенностям и потребностям каждого ребёнка разновозрастной группы, определённым сензитивным периодам развития; предоставлять возможность для проявления инициативы ребёнка, для наиболее полной реализации творческих возможностей, раскрытия природного потенциала; быть источником информации для организации самостоятельной и совместной деятельности ребёнка, для самообучения; предоставлять возможность детям свободно выбирать деятельность, реализовывать замысел, получать результат, а также оценивать, осознавать результат своей деятельности и отвечать за него; предоставлять возможность для широкого поля взаимодействия, общения со всеми членами сообщества группы и ДОУ на разных уровнях; удовлетворять потребности ребёнка в создании личного пространства для деятельности, а при необходимости — уединения и релаксации; предоставлять возможность осознать себя значимой уважаемой личностью, способной адекватно оценивать себя, а также способной уважать и позитивно принимать других членов сообщества группы; предоставлять возможность развивать в себе самостоятельность, независимость, умение помогать и просить о помощи, иметь право на ошибки без страха их совершить, исправлять ошибки с помощью других и самостоятельно; способствовать формированию самодисциплины, умения следовать правилам; обеспечивать психологическую и физическую безопасность и защищённость каждого ребёнка. В построении развивающей среды монтессори-группы предусматривается возможность свободного перемещения детей, свободного общения их друг с другом и со взрослыми, выбора самостоятельной или совместной деятельности, реализации разных форм занятий, проводимых педагогами, — групповых, подгрупповых и индивидуальных.
|